1. "Квартплата" - формирование счета потребителя жилищно-коммунальных услуг.
Чтобы четко определиться для себя, что же такое тариф, следует ясно представлять себе разницу между понятиями, которые практически слились уже в одно определение – жилищные услуги и коммунальные услуги.
Коммунальные услуги представляют собой подачу воды и газа, электричества и тепла, канализационные стоки.
Под жилищными услугами подразумевается набор действий, которые производятся для обеспечения надлежащего уровня обслуживания и эксплуатации жилого фонда, поддержания в полной функциональности и работоспособности всей инженерной структуры, уход за территорией, прилегающей к дому и находящейся во владении управляющей организации, либо ТСЖ. К жилищным услугам относят также вывоз твердо-бытовых отходов, облагораживание участков около подъездов, уборка во дворах, содержание в чистоте и безопасности общественно-полезных площадей, ну и конечно, проведение ремонтных работ: от косметических до капитальных.
Когда мы получаем квитанции с суммами, необходимыми для уплаты "квартплаты", подразумевается, что нам начислена полная стоимость предоставленных услуг коммунальными предприятиями и за использование жилых площадей. Это, одним словом называется "квартплата". То, что предъявляется собственникам отдельно за каждый вид поставляемых ресурсов, имеет как раз название «тариф». Если рассматривать в процентном соотношении, то доля затрат на жилищные услуги в среднем по России составляет в общей сложности не более 23% общей суммы квартирной платы. Однако суммы могут колебаться в зависимости от того, каково на текущий к оплате момент состояние жилищного фонда, какие работы необходимо провести, что планируется в будущем периоде сделать, помимо ремонта, возможно, что-то закупить, установить, починить.
Расчет тарифа на коммунальные услуги ведется специальными комитетами, регулирующими жилищный комплекс, федеральными органами и региональными службами. Это позволяет сделать вывод о том, что в обязанности и полномочия управляющих компаний, в том числе и ТСЖ, не входит расчет и формирование тарифов по коммунальным услугам и они никак не могут повлиять на этот процесс.
Когда происходит формирование какого-либо тарифа на оплату какой-либо определенной жилищной услуги, учитывается множество факторов и экономических показателей. К ним можно отнести расходы на приобретение и закупку материалов, хозяйственный инвентарь специального назначения, оплата труда персонала и исполнительной бригады, размер полагающихся налогов, уплата арендной платы, расходы по статье «управленческие» и некоторые другие. Для начала управляющая многоквартирным домом компания должна определить себестоимость предоставляемых услуг и работ. К этой сумме прибавляются суммы возможных рисков, и все это суммируется с размером планируемой прибыли. В тарифе выделятся также доходная часть, доля которой обычно не более 5% в полной сумме. Однако доходная часть не ставится главной целью хозяйственной деятельности управляющей компании. То, насколько правильно будет рассчитан тариф, зависит от корректного обоснования с экономической точки зрения, а также от хорошего знания конъюнктуры обслуживаемого сегмента рынка. Рассмотрев структуру и принципы формирования тарифов на коммунально-жилищные услуги, можно понять, что снижение тарифной ставки возможно, если сократится себестоимость оказываемых работ и предоставляемых услуг. Именно себестоимость представляет собой составную часть в тарифе, которая считается наиболее затратной. В свою очередь, чтобы снижение себестоимости оказалось возможным, необходимо произвести оптимизацию при распределении поставляемых ресурсов.
2. Формирование тарифа на жилищные услуги.
Плата за жилищные услуги, это та часть "квартплаты", которая перечисляется непосредственно в управляющую компанию, а та в свою очеред производит расчеты с подрядными организациями. Бытует мнение, что управляющая компания в этой связке является неким "пятым колесом" - лишним посредником. Это глубокое заблуждение. Трудно даже представить как отдельно взятый житель многоквартирного дома будет взаимодействовать, например, с лифтовой организацией, возчиком мусора и клининговой компанией одновременно. Именно для того, чтобы жители получали весь спектр жилищных услуг, при этом взаимодействуя с одним ответственным лицом и выполняет свои функции управляющая компания.
Размер тарифа на жилищные услуги формируется исходя из объема предоставляемых услуг (в зависимости от группы многоквартирного дома и степени его благоустройства) и должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Согласно действующему законодательству РФ в состав платы за жилищные услуги входит:
-Плата за пользование жилым помещением (плата за наем), в случае если собственником жилого помещения является государство или муниципалитет.
-Плата за содержание и ремонт жилого помещения, в т.ч.:
-Плата за услуги по управлению многоквартирным домом;
-Плата за услуги и работы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме (Уборка мест общего пользования,содержание мусоропроводов, дезинсекция и дератизация, содержание и текущий ремонт лифтового оборудования, сбор и вывоз твердых бытовых отходов);
-Плата за услуги и работы по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
-Плата за услуги и работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.
В домах, в которых созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, органами управления составляется и принимается на общем собрании смета доходов и расходов на год, в том числе учитываются необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные Жилищным кодексом РФ и уставом товарищества цели;
Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.
3. Формирование тарифа на коммунальные услуги.
К коммунальным услугам для населения по Жилищному кодексу РФ относятся: горячее и холодное водоснабжение; водоотведение (сетевое и выгребное); электроснабжение; газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах); отопление (в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно действующему законодательству размер платежа за каждую коммунальную услугу складывается из: произведения тарифа на объем потребления данной услуги; суммы льгот или субсидий для покрытия расходов тем категориям граждан, которым в соответствии с действующим законодательством предоставляется льгота.
Рассмотрим каждую составляющую платежа за коммунальные услуги подробнее.
Первое. Поставщиком каждой из коммунальных услуг является, как правило, единственная организация на территории населенного пункта, создание условий для конкуренции нереально. Защита экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов и, одновременно, обеспечение стабильной деятельности организаций в таком случае осуществляется путем государственного регулирования тарифов.
Нормами действующего законодательства определено, что при государственном регулировании тарифов должен соблюдаться принцип обеспечения экономической обоснованности затрат, понесенных организацией при осуществлении регулируемого вида деятельности. Себестоимость услуг складывается из стоимости используемых в процессе производства коммунальных услуг сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, и других затрат.
Рост цен на энергоносители, выполнение мероприятий по текущему и капитальному ремонту коммунальной инфраструктуры, дополнительные расходы организаций коммунального комплекса на содержание введенных в эксплуатацию новых объектов коммунального хозяйства (например очистных сооружений в ряде муниципальных образований юга области) затраты на выполнение инвестиционных программ и другие объективные причины увеличивают себестоимость оказания коммунальных услуг. Соответственно, для сохранения стабильной работы коммунальных предприятий, требуется ежегодный пересмотр тарифов на коммунальные услуги.
В Тюменской области государственное регулирование стоимости коммунальных услуг осуществляется в соответствии с принципом достижения баланса интересов потребителей и производителей услуг, при строгом соблюдении федерального законодательства по установлению и ограничению роста тарифов. В целях прозрачности формирования тарифных решений расчеты тарифов в обязательном порядке проходят экспертную оценку.
В целях формирования условий для снижения уровня издержек, повышения заинтересованности организаций коммунального комплекса в их снижении, энергосбережении, повышении энергетической эффективности, а также обеспечения требуемого уровня инвестиций в коммунальной сфере в настоящее время на региональном уровне осуществляется ряд мер, направленных на переход к долгосрочному тарифообразованию. Данные меры, с учетом Федерального закона «Об энергосбережении» позволят в среднесрочной перспективе значительно замедлить темпы роста тарифов организаций коммунального комплекса, сориентировать их на грамотное и экономичное хозяйствование. В соответствии с Федеральными законами «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и "О естественных монополиях", информация о тарифах и надбавках, об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, потребительских характеристиках товаров и услуг организаций коммунального комплекса раскрывается на официальных сайтах городских округов, муниципальных районов и организаций коммунального комплекса Тюменской области. Сводный перечень источников размещения информации представлен на Официальном портале органов исполнительной власти Тюменской области в разделе «Экономика и финансы» - «Цены и тарифы». Таким образом, население Тюменской области и прочие потребители имеют возможность оценить соответствие стоимости услуг конкретного коммунального предприятия эффективности его работы.
Вторая составляющая платы за коммунальные услуги - величина объема услуг, которая определяется по приборам учета, либо в их отсутствие с использованием утвержденного норматива потребления коммунальных услуг. Норматив потребления коммунальных услуг, согласно законодательству, это среднемесячный объем потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета. Анализ квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг показывает, что в квартирах, оборудованных индивидуальными приборами учета коммунальных ресурсов, платежи, в большинстве случаев, значительно меньше, чем в квартирах, при их отсутствии и оплата коммунальных услуг производится по нормативам потребления коммунальных услуг. Установка приборов учета позволяет реально экономить ресурсы, тем самым снижая плату за них, тогда как по нормативам потребитель оплачивает услуг независимо от ее действительного расхода.
Сбалансированность тарифных решений на коммунальные услуги для населения Тюменской области подтверждает сравнительная оценка платы за коммунальные услуги в областных городах Уральского федерального округа (как в населенных пунктах с наиболее высокой степенью благоустройства). Она показала, что в среднем в г.Тюмени плата граждан за коммунальные услуги ниже, чем, например, в Кургане и Екатеринбурге. Согласно данным статистики, расходы домохозяйств на оплату жилищно-коммунальных услуг в Тюменской области составляют 8,6-9,7% от доходов домохозяйства.
Важно отметить, что рост расходов населения на оплату жилищно-коммунальных услуг может быть компенсирован предоставлением субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Если совокупный доход семьи ниже установленных границ, для оформления субсидии граждане могут обратиться в орган социальной защиты населения по месту жительства (регистрации) с заявлением и необходимыми документами.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В соответствии с действующим законодательством регулирование тарифов на тепловую и электрическую энергию, газоснабжение относится к полномочиям субъекта РФ. Тарифы на тепловую и электрическую энергию утверждаются решениями Региональной энергетической комиссией Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов (РЭК ТО, ХМАО, ЯНАО). Тарифы на водоснабжение, водоотведение регулируются органами местного самоуправления.
Нормативы потребления горячего и холодного водоснабжения на хозяйственно-питьевые нужды утверждены постановлениями Главы города Тюмени от 05.02.2001 № 5 и от 12.12.2005 № 96. Норматив потребления горячего и холодного водоснабжения для жилых домов (пансионатов) с ваннами, оборудованными душем, умывальниками, мойками, составляет 9,125 куб.м. на 1 человека в месяц. Норма горячего водопотребления на 1 жителя для аналогичной категории жилых домов составляет 2,64 Гкал/год.
Норматив теплопотребления на отопление утвержден постановлением Главы города Тюмени от 11.06.2001 № 48 в размере 0,252 Гкал на 1 кв. м. общей площади жилья в год.
Норма расхода тепловой энергии на нагрев 1 м3 воды в системе горячего водоснабжения для расчета с населением, установившим приборы учета, утверждена постановлением Главы города Тюмени от 02.02.2005 № 10 в следующем размере: для отопительного периода в размере 0,065 Гкал, для неотопительного периода в размере 0,052 Гкал.
Дополнительную информацию о стоимости коммунальных услуг на 2011 год потребитель может узнать непосредственно в организациях коммунального комплекса, управляющих компаниях, а также на сайтах регулирующих органов Тюменской области – департамента тарифной и ценовой политики и региональной энергетической комиссии. Кроме того, на сайте фонда содействия реформированию ЖКХ Вы можете самостоятельно рассчитать сумму начисляемой платы по коммунальным услугам.
4. Оплата дополнительных услуг жителям многоквартирных домов.
Данные услуги, так же, ошибочно, называют платными. На самом деле все жилищно-коммунальные услуги являются платными, однако если представленные жилищные и коммунальные услуги потребители оплачивают в силу законодательства РФ, то дополнительные услуги оказываются, только по заявлению за дополнительную плату.
Например, хотите Вы того, или нет, но собственники обязаны содержать общее имущество многоквартирного дома, в порядке установленном законодательством РФ, а соответственно обязаны заказать и оплатить данную услугу, а вот если Вам необходимо сменить в квартире смеситель, то это, как говориться "Ваша проблема". Вы можете сменить смеситель сами, вызвать через газету объявлений сантехника, либо обраться в свою управляющую компанию для оказания данной услуги. Как правило последний вариант наиболее удобен.
Таким образом, расходы по содержанию имущества, находящегося в помещении собственника, в том числе конструктивных элементов, инженерных сетей, сантехнического оборудования и иного оборудования, собственник помещения несет самостоятельно. Управляющая компания не несет бремя содержания инженерного и иного оборудования, находящегося в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.
Вместе с тем, договор управления многоквартирным домом, по решению общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, может содержать условие об оказании услуг по обслуживанию сантехнического оборудования жилого помещения, находящегося в частной или иной форме собственности с указанием размера платы за соответствующие услуги. Кроме этого, информация о перечне и стоимости платных услуг, оказываемых населению, должна вывешиваться управляющей организацией на информационных стендах.
Управляющая организация для обоснования уровня размера платных услуг должна калькулировать себестоимость единицы услуги, а затем полученные цены утверждать приказом руководителя.
Если управляющая организация оказывает платные услуги населению, то она на основании статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее - Федеральный закон) должна осуществлять наличные денежные расчеты с собственником жилого помещения за выполненные работы (оказанные услуги) только с применением контрольно-кассовой техники, включенной в Государственный реестр.